- Внеклассное мероприятие по истории на тему:
Работу выполнили: |
|
Ученики 10 В класса. средней общеобразо- вательной школы №2 город Нурлат Республики Татарстан.
Калимуллин Разиль, Зиятдинов Тимур, Мазиярова Эльвира, Кочова Наташа. |
Народному костюму отводится особая роль как своеобразному синтезу материальных и духовных начал, в котором отражаются моменты этнической истории, его этнокультурные установки и межэтнические контакты.
Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Еще в середине 19в. повсеместно и мужчины и женщины носили длинные, широкие тупикообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. Нижним головным убором мусульман являлась полусферической формы тюбетейка.
Мужская одежда:
Традиционная одежда мужчин отличалась заметным разнообразием и относительной свободы выбора форм. В ней сочетались длинные и короткие формы рукавов, различные формы воротника. В зависимости от материальных возможностей сезона её шили из фабричной ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.
Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и штаны, сшитые из сравнительно лёгких тканей. Рубаха была исключительно глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Рубаха с воротником-стойкой особенно преобладала среди казанских татар. Отложной воротник встречался лишь на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани.
Белые домотканые рубахи украшались вышивкой тамбуром - лёгким свободным растительным орнаментом - либо позументной тесьмой.
Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в целом. В Уфимском, Златоустовском уездах Уфимской губернии встречались белая домотканая рубаха, украшенная оригинальным орнаментом - вышивкой.
Передники в мужских комплексах одежды и в середине 19в. и в конце 19 - начале 10в. фигурируют как в рабочем, так и в повседневном костюме, особенно у молодых мужчин.
Штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название" штаны с широким шагом". Мужские домотканые штаны шили обычно из крашенины тёмных тонов, но чаще из полосатой пестряди в различных сочетаниях красных, чёрных, белых, синих, зелёных узких полос.
Праздничные и свадебные штаны женихов шились из домотканины с мелкими браными узорами.
Во второй половине 19в. получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми швами карманами, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.
В середине 19в. татары носили одежду с цельной приталенной спинкой. Её обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. К этому виду одежды относятся камзол, казаки.
Камзол - надевался поверх рубахи и штанов и воспринимался как вид домашнего платья: в нём на улицу выходили редко, особенно в городах. Камзол входил в комплекс мужской одежды всех групп татар, за исключением елабужских и молкеевских кряшен.
Казаки представлял собой вид демисезонной одежды. Длина его зависела от возраста и социального положения человека.
Одним из архаичных видов верхней одежды является чоба, лёгкая, домотканая из чисто - белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна. Чоба бытовала у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья.
Мужские головные уборы делятся на домашние( нижние) и выходные( верхние ). К нижним головным уборам относятся тюбетейка, представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки.
Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые "татарские", конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырёх клиньев с меховым околышем.
У горожан чаще всего были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из чёрного каракуля, из серой бухарской мерлушки. Заметных региональных различий в использовании головных уборов у мужчин, за некотором исключением не фиксируется.
Одежда татарского народа в том виде, в каком она сложилась во второй половине XIX - начале XX веков представляет наиболее оригинальную и самобытную область материального быта.
Этическую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья, как известно, составляют тюркоязычные племена ( булгары и другие ), которые расселены на территории Средней Волги и Прикамья еще задолго до монгольского нашествия. Они явились главным этническим звеном экономического развития раннефеодального государства - Великой Булгарии, они имели довольно богатую и самобытную культуру.
В одежде татар Среднего Поволжья, как и в других олементах их культуры, отразились традиции этих племен . Это прежде всего свободные рубахи и шаровары ( штаны ) с широким шагом, камзолы, бешметы и казакины в талию, прямоспинные чекмени, покрой которых составил основные черты одежды тюркоязычных народов. Каким бы изменениям под влиянием моды не подвергалась женская рубаха, древняя основа все же сохранялась - ее, как правило, шили широкой и длинной. Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен. Оригинальная женская шапочка - "калфак " так же восходит к одному из элементов комплекса женского головного убора тюркоязычных народов. Такие принадлежности одежды ( костюма ), как " тула оек " ( суконные чулки ) и " читек - кэвеш " ( ичиги с кожанными калошами ) так же связаны с тюркским этносом. Все это говорит о том, что в формировании национальной одежды татарского народа основная роль принадлежала этническим традициям, оказавшимся довольно устойчивыми. Однако рождение одежды татар издавна протекало, но только за счет внутренних источников, также как самодвижение и самоусовершенствование, но и за счет взаимодействия с другими народами. Поэтому национальной одежде татар присущи не только особенные черты, но и общие элементы с культурой народов, с которыми у татар устанавливалось длительное общение.
По определению исследователя традиционной культуры Казанских татар Н . И . Воробьева " одним из первых по времени появления и продолжительности действия были влияние культур Передней, а позднее - Средней Азии, которые влились в край по большой водной дороге."
Одежда же основной массы татарского народа, особенно крестьянства ( лапти , тулупы , женские фартуки, шерстяные чулки, носки ), в значительной мере сложилась в процессе продолжительного культурного взаимодействия предков татар с финно - угорским и русским населением края.
Усиление экономических и торговых отношений, зарождение молодой татарской буржуазии и пролетариата определенным образом сказалось и на дальнейшем развитии одежды татарского народа. Передовая молодежь вопреки всяческим притеснениям реакционной части общества стала носить штиблеты, брюки навыпуск, пиджаки и жилеты европейского покроя. Одежда пролетариев, особенно города, также в значительной степени потеряла самобытные черты и пополнилась распространенными по всей России элементами костюма.
Женская одежда по многообразию составляющих ее элементов и в деталях более разнообразна по сравнению с мужской . Она различалась не только функционально , но и по возрастному принципу . В ней больше заметны территориальные особенности края и декоративно - художественного оформления . Во второй половине XIX века эти особенности и в женской одежде все больше уступают место общенациональным . В число элементов нижней одежды входят рубаха , нижний нагрудник - кукжчэ и штаны . Это сочетание присуще практически каждому комплексу костюма и являются его традиционной основой ,
На всей территории эти элементы имеют практически общие покрои и название , что свидетельствует об их архаичности . Рубаха служила нательной одеждой и платьем . В жаркую погоду рубаха выполняла и функцию верхней одежды . Обычно же поверх нее надевали распашную одежду .
Женская туникообразная рубаха идентична мужской , что вообще характерно для древних форм одежды . В отличие от мужских женские рубахи шились длинными , почти до щиколоток . В середине XIX века определяются три варианта туникообразных женских рубах .
В середине XIX века у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных " китайчатых " тканей . Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию разноцветных шелковых и атласных лент и кружев . Туникообразные рубахи из покупной ткани бытовали практически повсеместно .
Штаны - неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин . Основные их типы - " штаны с широким шагом " по покрою аналогичны мужским , По цветовому предпочтению женские штаны были однотонные , из крашенины .
Передники - алъяпкыч , алчупрэк , алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды , особенно конца XIX - начала XX веков . Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи , а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола , жиляна . Традиционный передник несколько короче рубахи , чтобы была видна украшенная часть ее подола ,
Наиболее ранним видом верхней меховой одежды татарок была расклешенная шуба - чабулы тун из овчины или лисьего меха, длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим воротником и застежкой на кожаных пуговицах или крючках, Женщины из крестьянской семьи среднего достатка имели шубы из овчины, покрывали их фабричной тканью. Встречались белые девичьи шубы из недубленой обчины - ак бэрэн тун.
Традиционная обувь разных полов отличалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, высотой каблука, размерами голенищ). На босу ногу татары надевали чулки - оек, которые различались и по материалу и по форме.
Бытовали чулки суконные и вязанные из шерстяных ниток. Своеобразный и весьма оригинальный вид нижней обуви представляют собой наголенники. Они использовались для обертывания голени, изготовлялись из негрубого, чаще льняного полотна длиной 70-80 см.
Из верхней обуви наиболее распространена была кожаная, лыковая и валяная. Высокие, до колен, сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой - читек изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Из высокой обуви носили сапоги на твердой подошве - итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши - кэвеш ката, которые использовали и как самостоятельную обувь, и в комплексе с ичигами. Лыковая обувь, особенно лапти - чабата, были у татар рабочей обувью - наиболее легкой и удобной при полевых работах.
Зимой носили валенки - киез итек, пима короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные " кукморские валенки ".
Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность : они, как правило, имели шапкообразную или калфакообразную конструкцию и надевались без волосника. Волосы заплетены в две косы, располагались на спине и оставались открытыми и прикрывались специальными девичьими украшениями, а позже легким фабричным платком.
Покрывалообрааные уборы были характерны практически для всех возрастных категорий женщин, и особенно для пожилых, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, гак и более ревностным отношением стариков к своим традициям. Они представляли собой самые различные по форме, территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся поверх волосников. Форма покрывал - полотенцеобразная, треугольная, квадратная.
Верхние уборы представляли собой завершающую часть традиционных комплексов женских головных уборов. Они надевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове.
Молодая татарка. Копня с граиюры А.Е. Мартынова. Конец XVIII в. (ГРМ). Рис. А.Л. Мамашжа.
Казанская татарка. Копня с картины А.Е. Мартынова. XVIII в. Худ. Д. Заля.пстдинов.
В начало |